Наш телеграм-канал

Как правильно рассчитать торговый сбор - пример

Как рассчитать торговый сбор? Это вопрос, актуальный для большинства предпринимателей Москвы (а в скором времени, возможно, и других российских городов), которые ведут бизнес в сфере продаж. Рассмотрим, каким образом решается данная задача и на какие нюансы следует обратить особое внимание.
Вам помогут документы и бланки:

Общие сведения о торговом сборе

Торговый сбор (ТС) — относительно новый платеж в бюджет, установленный НК РФ в ноябре 2014 года для коммерческих фирм, осуществляющих продажи товаров в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Однако взиматься он может только при условии принятия законодательными собраниями перечисленных городов НПА, которые вводят его в действие. На данный момент лишь столичные власти разработали и утвердили соответствующие нормативные источники.

Расчет торгового сбора юрлица и ИП, являющиеся его плательщиками, в общем случае должны осуществлять самостоятельно. Дело в том, что при постановке на учет в ФНС в качестве плательщика сбора они должны передавать налоговикам уведомление по форме ТС-1, в котором указываются:

При этом первые 2 показателя — взаимоисключающие. Особенности их применения мы рассмотрим далее в статье.

Если перечисленные сведения не будут предоставлены, то налоговики, обнаружив факт осуществления фирмой торговой деятельности, самостоятельно начислят ТС исходя из имеющихся данных об объектах ведения торговли. Однако эти цифры, скорее всего, будут весьма неожиданными для владельца фирмы или ИП.

Сумму, указываемую в налоговом уведомлении об уплате торгового сбора, необходимо внести в бюджет до 28-го числа месяца, следующего за прошедшим кварталом. Если ТС не уплатить, то ФНС, как и в случае с другими налогами, потребует это сделать, а также может начислить штраф в размере 20% от неуплаченной суммы сбора и пени в порядке ст. 75 НК РФ. При умышленном уклонении фирмы от внесения соответствующего платежа в казну штраф составит 40%.

Большинство налогов в 2024 году уплачивается до 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, в интересах предпринимателя заблаговременно предоставить в ФНС расчеты по торговому сбору, направив форму ТС-1.

Какие показатели используются при расчете торгового сбора?

Как мы уже выяснили, в форме ТС-1 необходимо указать исчисленный фактический торговый сбор за квартал. Таким образом, все показатели, используемые для его расчета, определяются в корреляции с кварталом (ст. 414 НК РФ).

Основные показатели, влияющие на величину ТС, — это ставка по торговому сбору и физическая характеристика торгового объекта. ТС определяется как произведение данных показателей.

Физическая характеристика торгового объекта может быть представлена площадью территории продаж (торгового зала) либо фактическим наличием соответствующего объекта в составе торговой инфраструктуры. Ставка сбора — денежная величина в рублях, устанавливаемая НПА городов, в которых законодатель разрешает вводить ТС. При этом она не может превышать максимального значения, которое определяется исходя из критериев, установленных в пп. 1–4 ст. 415 НК РФ.

Выше мы отметили, что заполнение первых двух полей формы ТС осуществляется по взаимоисключающему принципу. Специфика здесь в следующем:

Где взять данные для расчета торгового сбора (ставки и физические характеристики)

Напомним, что Москва — единственный город в России, в котором по состоянию на начало 2024 года действует торговый сбор. Поэтому на практике его расчеты пока осуществляют только столичные предприниматели. Основным регламентирующим источником для них выступает закон города Москвы «О торговом сборе» от 17.12.2014 № 62 (в последней редакции).

Физические характеристики и ставки по ТС для Москвы определены в положениях ст. 2 закона № 62. Все показатели определяются, прежде всего, исходя из географии расположения торговых объектов. Столичные власти определили три основные тарифные зоны ведения торговли:

Примеры ставок, определенных для зоны 1:

Примеры ставок для зоны 2 (в соответствии с вышеприведенными характеристиками для зоны 1): 29 994 руб., 19 996 руб., 42 849 руб., 400 руб. (53 руб., 63 руб., 79 руб.), 50 руб., 5184 руб. Для зоны 3 — 42 849 руб., 28 566 руб., 42 849 руб., 571 руб. (58 руб., 69 руб., 79 руб.), 50 руб., 5 184 руб.

ВАЖНО! Применительно к ставкам для территорий розничных рынков применяется коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно (п. 4 ст. 415 НК РФ). В 2024 году величина коэффициента составляет 1,828 (приказ Минэкономразвития России от 23.10.2023 № 730).

Узнайте больше о применении дефляторов в 2023-2024 годах.

Какие льготы предусмотрены для торгового сбора?

Столичные законодатели предусмотрели также ряд льгот для некоторых сегментов деятельности торговых организаций. Данные льготы, зафиксированные в ст. 3 закона № 62, выражаются в возможности не платить ТС. Установлены они, в частности:

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 3 закона № 62-ФЗ освобождаются от уплаты торгового сбора организации и ИП:

  1. В отношении торговли через объекты стационарной торговой сети без торгового зала, через объекты нестационарной торговой сети, а также через стационарные объекты с залом при одновременном соблюдении следующих условий:
  1. В отношении торговли через стационарные объекты за период обложения торговым сбором, в котором данные объекты были изъяты в соответствии со ст. 7.4 закона от 15.04.1993 № 4802-1, или же в случае, если в отношении таких объектов прекращено право аренды в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в Москве.

В части нормы о реновации льгота применима, если в соответствующий период обложения торговым сбором хозяйствующий субъект начал использовать другие торговые объекты, ранее в данном периоде не использовавшиеся для ведения торговли. Кроме того, от хозяйствующего субъекта требуется предоставление уведомления о постановке на учет в качестве плательщика ТС в отношении объектов, ранее не использовавшихся в торговле. Еще одно условие — в указанном уведомлении не должна быть заявлена льгота на торговый сбор в отношении соответствующих объектов.

Алгоритм расчета торгового сбора

Торговый сбор рассчитывается ежеквартально. При этом его размер будет одинаковым во всех кварталах (если законодатель, конечно, не изменит ставки и их привязку к физическим характеристикам торговых объектов).

Рассмотрим пример расчета ТС.

Пример:

У московского предпринимателя есть три торговых объекта:

Первая задача предпринимателя — определить размер исчисленного ТС.

Для этого он смотрит, к какой из зон, определенных законом № 62, относится каждый из его торговых объектов. Получается, что магазин «Конфетти» располагается в зоне 1, «Рассвет» и палатка — в зоне 2.

Далее он умножает ставки, утвержденные законом № 62, на физические характеристики торговых объектов.

Палатка — это стационарный торговый объект без залов (подп. 7 п. 3 ст. 346.43 НК РФ). Для него в зоне 2 определена ставка 29 994 руб. Это будет исчисленный ТС для палатки.

Магазин «Конфетти» — это стационарный объект с залами (подп. 3 п. 3 ст. 346.43 НК РФ) площадью до 50 кв. м. Для него в зоне 1 определена ставка 57 132 руб. Это будет исчисленный ТС для магазина в центре Москвы.

Магазин «Рассвет» — это также стационарный объект с залами, но площадью больше 50 кв. м. Часть его площади, а именно 50 кв. м, исходя из тарификации в зоне 2, умножается на ставку 400 руб., а оставшиеся 20 кв. м — на 53 руб. Исчисленный ТС для магазина в Южном Бутово — сумма 20 000 и 1 060 руб., то есть 21 060 руб.

Следующая задача — определить льготы для торговых объектов.

Исходя из положений ст. 3 закона   62, льгота применима только в отношении палатки. Таким образом, наш ИП вправе не уплачивать исчисленный по ней сбор.

Итого он должен заплатить в бюджет Москвы торговый сбор в размере 57 132 руб. за магазин «Конфетти» и 21 060 руб. за магазин «Рассвет».

Узнайте больше о нюансах расчета величины торгового сбора из Готового решения, размещенного в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к материалу бесплатно.

Несмотря на относительную простоту исчисления ТС, есть ряд нюансов, связанных с определением корректной величины одной из ключевых для некоторых торговых объектов физической характеристики — площади зала. Изучим их.

Нюансы определения площади зала на торговом объекте

Итак, торговый сбор может исчисляться исходя из двух типов физических характеристик торговых объектов — площади торговой территории (либо зала) и фактического наличия объекта. Во втором случае соответствующий объект выступает весьма простым компонентом формулы — в виде коэффициента, равного 1. Однако если речь идет об определении торговой площади, здесь уже возможны нюансы, связанные с ее корректным выделением из общей площади магазина.

В соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 346.43 НК РФ к площади торгового зала следует относить:

Подсобные, бытовые, а также используемые для приема, подготовки и хранения товаров помещения, административные офисы — те участки территории торгового объекта, на которых не осуществляется обслуживание посетителей, не включаются в площадь торгового зала.

Конкретные цифры, отражающие его площадь, могут быть определены на основе сведений из инвентаризационных документов, свидетельств о праве собственности, техпаспорта, выписки из Росреестра, контрактов на аренду и т. д.

Итоги

Для исчисления размера торгового сбора нужно знать:

Кроме того, не забудьте проверить, нет ли в законодательстве о ТС каких-либо льгот для используемой в вашем бизнесе торговой инфраструктуры.

Узнать больше о торговом сборе вы можете в статьях: